» »

Пример алгоритма содержащего повторение. Алгоритмы с повторением

30.11.2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока – Алгоритмическая конструкция «Повторение»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

получение представлений об алгоритмической конструкции «повторение(цикл)»; видах циклов, умений исполнять алгоритм содержащий цикл с заданным условием работы; умений составлять простые (короткие) алгоритмы с повторением для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять алгоритмы с повторением в различных процессах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе

Словарь урока: алгоритм, повторение, циклический алгоритм, тело цикла.

Ресурсы урока: ПК подключенные к Интернет, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, среда программирования Кумир.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

1 этап. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике. С хорошим настроением начинаем работать. Я желаю вам успеха.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Взаимодействие с учителем

Умение настраиваться на занятие

2 этап.

Актуализация знаний:

- Проверка домашней работы (у доски),

- Устное повторение

(пока идет работа у доски, затем сверка написанного на доске с шаблоном ответов)

Деятельность учителя

§ 2.4.2 РТ. №135(б), 138(б), 140

Ответь на вопросы:

    Какая алгоритмическая конструкция называется ветвлением?

    В каких формах может быть записано ветвление?

    Какие команды используются для записи полной формы ветвления?

    Какие команды используют для записи краткой формы ветвления?

    Какие условия для организации ветвлений называют простыми? Составными?

Выполнение теста

Деятельность учащихся

Решают у доски

Отвечают на вопросы:

Конструкция, в которой выбор действий зависит от конкретного условия;

В полной и в краткой форме:

Если, то, иначе, все

Если, то, все.

Условия, состоящие из одной логической операции, называют простыми, а из нескольких – составными.

Знать: алгоритмические конструкции «следование» и «ветвление» .

Уметь составлять алгоритм ветвления

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

3 этап.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Целеполагание

и планирование

- В строке без пробелов найди и удали понятия, не связанные с информатикой.

Удалив лишние понятия, вы получили ключевые понятия нашего урока.

Сформулируйте на их основе тему урока:

Так какова будет тема урока?

Тема урока:

Цели урока:

Узнать:

Познакомиться:

Научиться:

Удаляют: хромосома, суффикс, мел, глобус, числовой луч, теорема, вес, склонение, масштаб, перемещение

Повторение, циклический алгоритм, заданное условие работы.

Алгоритмическая конструкция «повторение».

Что такое «повторение» и почему его называют циклом?

С видами циклов;

Исполнять и составлять циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы.

Уметь форматировать символы (шрифт, размер, начертание, цвет) и абзацы (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

- формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Давайте узнаем, что такое «повторение» и почему его называют циклом?

Сделайте записи в тетрадях.

Познакомься с видами циклов (работа в паре)

Самопроверка с комментариями учителя:

Какие отличия вы увидели в записи 3-х циклических алгоритмов?

Вот первый алгоритм. Назовите его существенное отличие.

Как бы вы назвали цикл с таким условием?

Посмотрите на второй алгоритм, какое название вы ему придумали на основе анализа?

Посмотрите на третий алгоритм, какое название вы ему придумали на основе анализа?

Смотрят видео.

Записывают основное:

- повторение – это алгоритмическая конструкция действий, выполняемых многократно. Алгоритм с повторениями называют циклическим. Многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Шаблон записи цикла нц тело цикла кц.

Работают в паре, выделяют существенные отличия в записях различных циклических алгоритмов.

Мы видим, что у этих алгоритмов разные условия окончания работы и немного отличается порядок записи.

Он будет выполняться пока условие не выполниться.

Цикл с заданным условием продолжения работы;

Цикл с заданным числом повторений;

Цикл с заданным условием окончания работы.

Получить понятие о циклическом алгоритме и его видах.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие внимания

- формирование навыков создания структурированного конспекта

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Самостоятельная работа + взаимопроверка;

- Компьютерный практикум

Научись выполнять алгоритм с заданным условием продолжения работы

Научись составлять алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Чертежник

Выполняют самостоятельно РТ. №151(а), проводят взаимопроверку

Работают в системе Кумир РТ. №150(а, в)

Закрепить понятие о цикле с заданным продолжением работы

Уметь составить алгоритм

Познавательные УУД:

- формирование знаниевой компоненты по теме урока

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

6 этап. Рефлексия и оценивание

Можете ли вы назвать тему урока?

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, выставляют оценки

7 этап. Домашнее задание

§ 2.4.3 С. 81- 84 РТ. №148, 151(в)

Задание творческого характера:

Приведите примеры циклического алгоритма из:

    Повседневной жизни

    Из литературного произведения

ВЫСКАЗЫВАНИЯ. АЛГОРИТМЫ С ВЕТВЛЕНИЕМ И ПОВТОРЕНИЕМ

§ 26. Алгоритм с повторением

Данилко, а почему ты такой грустный?

И никак не могу подобрать команды и составить алгоритм для решения одной интересной задачи.

А что это за интересная задача?

В проекте, который я разрабатываю, нужно, чтобы исполнитель постоянно выполнял группу команд.

Так, тут без алгоритмов с повторениями не обойтись.

А что это такое - алгоритм с повторением?

Чтобы ознакомить тебя с новой алгоритмическом конструкцией, я приготовил несколько интересных задач.

Вот первое задание.

Склады такие инструкции работу-лешем, чтобы он смог собрать все грибы на полянке.

Готово.

Алгоритм сбора грибов с поляны.

1. Подойди к гриба.

3. Положи в корзину.

4. Подойди к гриба.

6. Положи в корзину.

7. Подойди к гриба.

9. Положи в корзину.

10. Подойди к гриба.

12. Положи в корзину.

13. Подойди к гриба.

15. Положи в корзину.

Ух, хорошо, что на поляне только пять грибов, а то алгоритм был бы очень длинный.

А заметил ли ты, что действия, которые выполняет робот-леший, повторяются? И поскольку мы знаем, что грибов на поляне всего пять, то алгоритм можно составить так:

Повтори 5 раз:

Подойди к гриба;

Положи в корзину.

А теперь представь, что мы не знаем количества грибов, которые растут на поляне. Как тогда составить алгоритм?

Графическое изображение алгоритма

Словесный алгоритм.

Повторяй, пока на опушке есть грибы:

Подойди к гриба;

Положи в корзину.

Итак, ты понимаешь, что в жизни не все задачи можно решить, используя только алгоритмические структуры следование и ветвление? Для решения некоторых задач нужно использовать алгоритмы с повторениями.

В среде Скретч для составления скриптов с использованием алгоритмической структуры с повторением можно использовать такие блоки команды:

1) «Повтори...» -

осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, заданное количество раз;

2) «Повторять, пока...» -

осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, до тех пор, пока установленная в блоке условие не примет значение «истина»;

3) «Всегда, если...» -

постоянно осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, в том случае, если встроенная условие имеет значение «истина»;

4) «Всегда» - постоянно осуществляет повторение команд, находящихся внутри блока.

Спасибо тебе, Комп"юшку! Посмотри, какой интересный проект я подготовил.

Проект «Времена года».

Описание выполнения проекта.

После нажатия на зеленый флажок спрайт-дерево начинает постоянно менять свои костюмы-образы с интервалом в 1 секунду. Остановить выполнение проекта можно, нажав на кнопку

Вид сцены во время исполнения проекта.

Вопросы и задания от Комп"юшка

1. Наведи примеры задач, для решения которых нужно использовать алгоритмическую конструкцию с повторением.

2. Названия команды среды Скретч, используемых для реализации алгоритмов с повторением.

3. Сколько раз повторюєтся команда внутри блока для условий выполнения проекта, представленных на рисунке?

4. Склады собственные проекты до поставленных задач.

А. Колобок постоянно перемещается по сцене, и если наталкивается на цветы на своем пути, то улыбается, а если наталкивается на колючки, то делает грустное лицо и говорит: «Ой, больно!».

Бы. Рыжий кот проводит экскурсию в своей комнате, и если подходит до своих любимых игрушек, то рассказывает истории о них.

В. Рыжий кот знакомит со своими друзьями - фантастическими существами и рассказывает о них.

Г. Воспользовавшись костюмами Рыжего кота в виде букв английского алфавита, слоги скрипт, который покажет на сцене весь английский алфавит букву за буквой.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_1.jpg" alt=">Урок 8 Алгоритмы с повторением Алгоритмы с повторением">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_2.jpg" alt=">Вопросы: Какие явления природы, события в вашей жизни неоднократно повторяются? Вспомните правило, которое предусматривает"> Вопросы: Какие явления природы, события в вашей жизни неоднократно повторяются? Вспомните правило, которое предусматривает последовательность действий, которые должны повториться несколько раз. Что такое алгоритм? Назовите несколько известных вам алгоритмов.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_3.jpg" alt=">Циклические процессы: В природе можно наблюдать процессы, которые многократно повторяются. Так, например, каждый день"> Циклические процессы: В природе можно наблюдать процессы, которые многократно повторяются. Так, например, каждый день Солнце восходит над горизонтом и заходит за горизонт.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_4.jpg" alt=">Циклические процессы: Каждый месяц можно увидеть на небосклоне одно и то же изменение фаз"> Циклические процессы: Каждый месяц можно увидеть на небосклоне одно и то же изменение фаз Луны.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_5.jpg" alt=">Циклические процессы: Ежегодно Солнце проходит через одни и те же созвездия - созвездие Зодиака.">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_6.jpg" alt=">Циклические процессы: Процессы, которые повторяются, називаются циклическими.">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_7.jpg" alt=">Циклические процессы: Каждый из вас участвует в циклических процессах. Так, в школе в течение"> Циклические процессы: Каждый из вас участвует в циклических процессах. Так, в школе в течение одного семестра еженедельно в одни и те же дни проходят одни и те же уроки согласно расписанию. Каждый рабочий день в школе уроки и перерыва продолжаются в течение одних и тех же интервалов времени.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_8.jpg" alt=">Циклические процессы: Каждый раз, когда вам нужно вскипятить воду в чайнике, вы выполняете одну"> Циклические процессы: Каждый раз, когда вам нужно вскипятить воду в чайнике, вы выполняете одну и ту же последовательность действий. Чаще всего вы идете или идете из дома в спортивную секцию или музыкальную школу одним и тем же маршрутом.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_9.jpg" alt=">Циклические процессы: На уроках математики при подъеме, например, числа 2 до пятой степени нужно"> Циклические процессы: На уроках математики при подъеме, например, числа 2 до пятой степени нужно найти произведение чисел 2 и 2, а затем еще 3 раза умножить предыдущий произведение на число 2. На уроках украинского языка, разбирая различные предложения по строению, вы также каждый раз выполняете одну и ту же последовательность действий.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_10.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах В алгоритмах решения многих задач нужно выполнить одну или несколько команд"> Повторение(цикл) в алгоритмах В алгоритмах решения многих задач нужно выполнить одну или несколько команд более одного раза. Для этого такие алгоритмы должны содержать команды, которые будут определять, какие команды должны исполниться неоднократно и сколько именно раз.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_11.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Рассмотрим такую задачу. Задача. Во дворе есть пустая бочка и ведро"> Повторение(цикл) в алгоритмах Рассмотрим такую задачу. Задача. Во дворе есть пустая бочка и ведро емкостью 50 л и 10 л соответственно и колодец. Нужно наполнить бочку водой.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_12.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Очевидно, для решения этой задачи нужно выполнить такой алгоритм: Взять ведро."> Повторение(цикл) в алгоритмах Очевидно, для решения этой задачи нужно выполнить такой алгоритм: Взять ведро. Повторить б раз Подойти к колодцу. Набрать полное ведро воды. Подойти с полным ведром воды к бочке. Вылеть воду из ведра в бочку. Поставить ведро.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_13.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Какая команда называется командой цикла со счетчиком. Тело циклу Заглавие цикла">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_14.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Фрагмент алгоритма, в котором одна или несколько команд могут выполняться более"> Повторение(цикл) в алгоритмах Фрагмент алгоритма, в котором одна или несколько команд могут выполняться более одного раза, называется циклом. Алгоритм, который содержит цикл, называется алгоритмом с циклом, или алгоритмом с повторением.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_15.jpg" alt=">Повторение в Scratch В среде Scratch можно составлять алгоритмы с циклами. Для этого в"> Повторение в Scratch В среде Scratch можно составлять алгоритмы с циклами. Для этого в системе команд исполнителей есть специальные команды. В частности, для организации в алгоритме цикла со счетчиком можно использовать команду которая размещена в группе Управление. Ее выбор приводит к выполнению указанное количество раз команд, которые содержатся внутри этого блока. Понятно, что количество повторений команд тела цикла можно менять.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_16.jpg" alt=">Повторение в Scratch Например, выполнив приведенный алгоритм, содержащий цикл. Рыжий кот нарисует орнамент.">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_17.jpg" alt=">Повторення в Scratch Тело цикла предложенного алгоритма содержит команды рисования квадрата и поворота исполнителя"> Повторення в Scratch Тело цикла предложенного алгоритма содержит команды рисования квадрата и поворота исполнителя на угол 600 повторяться это тело цикла 6 раз. Поэтому полученный орнамент состоит из шести квадратов, каждый следующий из которых возвращено относительно предыдущего на угол 600. Обращаем ваше внимание, что в теле цикла алгоритма рисования орнамента две команды повторяются 4 раза подряд.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_18.jpg" alt=">Повторення в Scratch Тому цей алгоритм можна записати коротше, використовуючи в тілі, циклу ще"> Повторення в Scratch Тому цей алгоритм можна записати коротше, використовуючи в тілі, циклу ще одну команду циклу. Цикл Повторити 6 називається зовнішнім, а цикл Повторити 4 - внутрішній, або вкладеним. Кожне наступне виконання зовнішнього циклу буде відбуватися лише після того, як завершиться чергове виконання внутрішнього.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_19.jpg" alt=">Повторение в Scratch Если изменить количество повторений тела цикла, например на 20, то и"> Повторение в Scratch Если изменить количество повторений тела цикла, например на 20, то и угол в команде внешнего цикла нужно изменить на 180. В этом случае Рыжий кот нарисует другой орнамент.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_20.jpg" alt=">Повторення в Scratch Команду цикла со счетчиком можно использовать для циклического изменен цвета рисования."> Повторення в Scratch Команду цикла со счетчиком можно использовать для циклического изменен цвета рисования. В Scratch каждому цвету карандаша соответствует определенное число, код этого цвета. В алгоритме, перед командой цикла размещено команду, задающей исходный цвет карандаша. Во время выполнения команды тела приведенного цикла каждый раз код цвета карандаша увеличивается на 30.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_21.jpg" alt=">Повторення в Scratch">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_22.jpg" alt=">Повторение в Scratch Приведем еще пример алгоритма с циклом, выполнив который, Рыжий кот нарисует"> Повторение в Scratch Приведем еще пример алгоритма с циклом, выполнив который, Рыжий кот нарисует круг.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_23.jpg" alt=">Домашнее задание § 3.1, ст. 65-72">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_24.jpg" alt=">Физкультминутка www.teach-inf.at.ua">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_25.jpg" alt=">Работаем за компьютером Виконати ст. 70-71">